Корзина (0)
string(32) "проверка формыlogin"
  Подписаться
27 декабря, 2016
Учет обязательств в бюджетном учреждении, отражение в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.
27
декабря, 2016

Декабрь 2016 г.

Общие положения

Согласно требованиям п. 308 Инструкции № 157н объектами учета, операции с которыми подлежат отражению на счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета, в частности, являются:

  1. суммы, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам),
  2. принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства).

На счетах 500.хх «Санкционирование расходов экономического субъекта» применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, формируемые по финансовым периодам: 

  1. 10 «Санкционирование по текущему финансовому году», 
  2. 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)», 
  3. 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)», 
  4. 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»,
  5. 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) в предыдущем финансовом году.

Изменения сумм, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) и в принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства) отражаются корреспонденциями на соответствующих счетах 500.хх:

  1. при утверждении увеличения показателей — со знаком «плюс», 
  2. при утверждении уменьшения показателей — со знаком «минус».

По завершении текущего финансового года показатели по соответствующим счетам учета утвержденных сметных (плановых) назначений и обязательств (аналитическая группа 10) на следующий год не переносятся. В соответствии с требованиями абз. 1 п. 310 Инструкции № 157н операции по санкционированию обязательств на основании инвентаризации расчетов должны быть сформированы вновь в текущем финансовом году с учетом остатка принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Показатели по соответствующим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу в первый рабочий день текущего финансового года:

  1. показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), — на счета санкционирования текущего финансового года,
  2. показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года),
  3. показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным). 

После переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов второго года, следующего за очередным, (аналитическая группа 40), обнуляются.

Учет операций по санкционированию осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных учреждением, с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета (п. 314 Инструкции № 157н).

Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» предусмотрена форма Журнала регистрации обязательств (код формы 0504064).

Журнал (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале (ф. 0504064) указываются:

  1. основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа),
  2. номер счета бухгалтерского учета,
  3. сумма (в рублях, в иностранной валюте),
  4. дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет,
  5. дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала (ф. 0504064) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению.

Согласно Приложению №5 к приказу Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н форма соответствующего Журнала (ф. 0504064) носит рекомендательный характер, при этом

  • учреждение вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели, изменять расположение и порядок следования как регламентированных, так и дополнительно добавленных реквизитов,
  • удаление отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом № 52н, не допускается.

        В рамках учетной политики в отношении операций по санкционированию расходов учреждению необходимо утвердить:

  1. порядок документооборота, в том числе при принятии и исполнении денежных обязательств,
  2. формы и порядок применения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы,
  3. дополнительные реквизиты (при необходимости), вносимые в формы унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета,
  4. порядок вывода на бумажные носители электронных форм документов и регистров,
  5. порядок хранения и предоставления электронных первичных и сводных документов, регистров бухгалтерского учета,
  6. порядок формирования регистров бухгалтерского учета на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронно-цифровую подпись (при наличии технической возможности).

В случае, если учреждение принимает решение использовать дополнительные регистры бухгалтерского учета в части систематизации операций по санкционированию расходов, их форма должна быть разработана в соответствии с требованиями п. 11 Инструкции № 157н, согласно которому неунифицированные формы регистров должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование регистра,
  • наименование субъекта учета, составившего регистр,
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр,
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета,
  • величина денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения,
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра,
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Учет принятых обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Обязательства учреждения — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Таблица 1

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия обязательства

1.Поставка товаров, работ, услуг.

Подписанный и скрепленный печатью договор, государственный контракт, муниципальный контракт.

2.Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

Расчетные ведомости, приказы руководителей, регистры налогового учета.

3. Выдача денежных средств в подотчет.

Утвержденное руководителем письменное заявление работника на выдачу в подотчет. На основании утвержденного руководителем  авансового отчета принятое обязательство нужно откорректировать на суммы выданного перерасхода либо возвращенного остатка.

4.Налоги, сборы, пошлины, пени, штрафы, иные платежи.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета, иные первичные документы.

Таблица 2

КФО 2,4,5,6

Бухгалтерская корреспонденция

Содержание хозяйственной операции

Д506.10                     К502.11

Принято обязательство текущего финансового года

Д506.10                     К502.11

«Красное сторно»

Отражено уменьшение принятого обязательства текущего финансового года

Для хранения перечня договоров, государственных и муниципальных контрактов, а также иных оснований возникновения обязательств (исполнительных листов, приказов руководителя и т.д.) предназначен справочник «Договоры и иные основания возникновения обязательств». Справочник можно открыть по соответствующей ссылке на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование» (Рис.1). В справочнике предусмотрена возможность быстрого отбора по реквизитам «Организация», «Контрагент» и «Актуальность».


Рис.1

Для договоров с поставщиками в реквизите «Вид договора» должно быть установлено значение «С поставщиком». Кроме того, мы рекомендуем для этого типа договоров устанавливать флаг «Учет предмета договора» для корректного формирования отчета «Реестр закупок» (Рис.2).


Рис.2

Реквизит «Вид обязательства» представляет собой элемент справочника «Виды первичных документов», который заполняется пользователем вручную. При установленном флаге «Контроль заполнения рабочего наименования» наименование договора формируется автоматически на основании данных, введенных в поля «Вид обязательства», «от:» и «№». Флаг «Заключается по результатам конкурсных процедур» устанавливается, если обязательство принимается путем проведения конкурсных процедур (будет рассмотрено в разделе 5.Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.).

Для регистрации в программе самого факта принятия обязательств учреждения предназначен документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Документ можно ввести из карточки договора по кнопке «Создать на основании» (Рис.3).


Рис.3

Заполненный документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис. 4. На закладке «Внебюджетные средства» следует указать перечень товаров, работ, услуг с расшифровкой по кодам бюджетной классификации, которые должны быть поставлены согласно данного договора. Назначение реквизита «В т. ч. безусловно» будет разъяснено нами в разделе «Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0»


Рис.4

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.5.


Рис.5

Обратим внимание на то, что из правильно заполненного и проведенного документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» впоследствии можно будет ввести документ «Поступление МЗ» для оприходования поступивших в учреждение материальных запасов (Рис.6).


Рис.6

В случае принятия всех прочих обязательств (кроме поставки товаров, работ, услуг) карточку договора рекомендовано заполнять так, как по казано на Рис.7, выбирая в реквизите «Вид договора» значение «Иное основание обязательства». Состав реквизитов карточки договора при этом изменяется, в частности становятся недоступными реквизиты «Контрагент», «Счет контрагента» и другие.


Рис.7

Введенный на основании документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для иных оснований возникновения обязательств будет выглядеть так, как показано на Рис.8, в частности, в табличной части документа будет отсутствовать графа «Номенклатура».


Рис.8

В случае, если в реквизите «Вид договора» установлено значение «С поставщиком», из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о бюджетном обязательстве ф.0506101» (Рис.9).


Рис.9

Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Принимаемые обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Таблица 3

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерские корреспонденции

Размещен заказ на поставку товаров, работ, услуг по максимальной цене

Д 506.10      К502.17 

Принято обязательство при заключении договора (контракта) по результатам конкурсной процедуры

Д 502.17      К502.11

Отражена сумма возникшей экономии по результатам конкурсной процедуры

Д502.17        К506.10

Уменьшена сумма принимаемого обязательства в случае отказа поставщика, выигравшего конкурс от заключения контракта или в случае отсутствия заявок

Д506.10         К502.17

«Красное сторно»

 

Для регистрации в программе факта размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг карточку договора необходимо заполнить так, как это показано на Рис. 10, т. е. для вида договора «С поставщиком» необходимо установить флаги «Учет предмета договора» и «Заключается по результатам конкурсных процедур». На этом этапе работы реквизиты «Контрагент» и «Счет контрагента» становятся не доступными, поскольку поставщик пока не известен.


Рис.10

Введенный на основании карточки договора документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис.11.


Рис.11

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.12.


Рис.12

На Рис.13 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность»).


Рис.13

После того, как государственный (муниципальный) контракт заключен, необходимо вернуться в карточку договора, установить флаг «Конкурсные процедуры завершены», установить переключатель в положение «Заключением договора», а так же указать в поле «Контрагент» поставщика, указать дату и номер государственного (муниципального) контракта (Рис.14).


Рис.14

Для корректного формирования отчета «Реестр контрактов» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») и печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н в карточке договора необходимо дополнительно заполнить закладку «Характеристики», содержащую дополнительные сведения о государственном (муниципальном) контракте (Рис.15).


Рис.15

На основании отредактированной таким образом карточки договора необходимо ввести еще один документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.16). В нашем примере итоговая цена контракта на 50 000 руб. меньше первоначальной цены. В графу «Всего:» итоговую сумму контракта необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит.


Рис.16

На закладке «Дополнительно» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» можно заполнить ряд дополнительных сведений о государственном (муниципальном) контракте для корректного формирования печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н (Рис.17).


Рис.17

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.18.


Рис.18

Отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» при этом будет иметь следующий вид  (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность») (Рис.19).


Рис.19

Замечание. В графе 6 «Принятые обязательства - Всего» сумма 500 000 руб. в нашем примере складывается из итоговой суммы контракта 450 000 руб.  и заключенного договора с единственным поставщиком на сумму 50 000 руб., рассмотренного нами выше.

Из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о контракте (приказ 18н)» (Рис. 20).


Рис.20

Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.21).


Рис.21

Сформируем отчет «Результаты конкурсных процедур» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.22).


Рис.22

Сформируем отчет «Реестр закупок» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.23).


Рис.23

Сформируем отчет «Реестр контрактов» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.24).


Рис.24

Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. 

Основаниями для принятия денежного обязательства являются:

  1. при поставке товаров - накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура,
  2. при выполнении работ, оказании услуг - акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура,
  3. исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ),
  4. иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Министерства финансов РФ.

Не требуют документа-основания обязательства, связанные с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений - подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги.

Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, государственного (муниципального) контракта.

При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем письменных заявлений подотчетного лица с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Таблица 4

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия денежного обязательства

1.Поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Счет, товарная накладная, акт приемки-передачи, акт выполненных работ, счет-фактура.

2. Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

Расчетные ведомости, приказы руководителей, регистры налогового учета.

3. Налоги, сборы, пошлины, взносы, иные выплаты, пени штрафы.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета.

4. Выдача денежных средств в подотчет.

Утвержденное руководителем письменное заявление работника на выдачу в подотчет. На основании утвержденного руководителем авансового отчета принятое обязательство нужно откорректировать на суммы выданного перерасхода либо возвращенного остатка.

5. Авансы контрагентам.

Договор, государственный (муниципальный) контракт, предусматривающий аванс.

 

Таблица 5

КФО 2,4,5,6

Бухгалтерская корреспонденция

Содержание хозяйственной операции

Д502.11                     К502.12

Принято денежное обязательство текущего финансового года.

Д502.11                     К502.12 «Красное сторно»

Отражено уменьшение принятого денежного обязательства текущего финансового года.

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 бухгалтерские операции по принятию денежных обязательств включены в документы оприходования товаров, работ, услуг, начисления заработной платы, т. е. в документы «Поступление МЗ», «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете».

Отметим, что документ «Поступление МЗ» можно ввести на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» нажатием кнопки «Ввести на основании» (Рис.25).


Рис.25

Для того, чтобы документ «Поступление МЗ» сделал бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства на закладке «Бухгалтерская операция» документа необходимо установить флаг «Принять денежное обязательство» и указать раздел лицевого счета бюджетного учреждения либо отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (Рис.26).


Рис.26

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.27.


Рис.27

Аналогичным образом принимаются денежные обязательства в случае документов «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете». Заметим, что в вышеперечисленных документах при выборе типовой операции «Поступление от подотчетных лиц» нет возможности сформировать бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств.

При перечислении подотчетных сумм бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства формируются документом «Заявление на выдачу аванса», расположенным на панели навигации раздела «Денежные средства».

Напомним, что в момент подписания руководителем заявления подотчетного лица на выдачу в подотчет необходимо зарегистрировать и принятое обязательство документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (см. выше). В поле «Обязательство» документа «Заявление на выдачу аванса» необходимо указать тот же самый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств», который был указан в поле «Договор» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для корректного формирования регламентированного регистра Журнал регистрации обязательств ф.0504064.

Заполненный документ «Заявление на выдачу аванса» представлен на Рис.28.


Рис.28

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.29.


Рис.29

На основании заполненного и проведенного документа «Заявление на выдачу аванса» можно ввести документ «Авансовый отчет» (Рис.30).


Рис.30

На Рис.31 представлена закладка «Израсходовано» документа «Авансовый отчет», которым подотчетное лицо отчиталось на сумму, меньшую, чем была указана в заявлении.


Рис.31

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.32. Обратим внимание, что программа автоматически уменьшила сумму принятого денежного обязательства на остаток подотчетной суммы, не израсходованной подотчетным лицом. Проводка по корректировке принятого денежного обязательства будет сформирована документом «Авансовый отчет» только в том случае, если он будет введен на основании документа «Заявление на выдачу аванса».


Рис.32

Отметим, что принятое обязательство необходимо будет откорректировать вручную. Для этого на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо ввести новый экземпляр документа такого же вида и отредактировать его так, как показано на Рис.33.


Рис.33

В графу «Всего:» сумму авансового отчета необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит. Бухгалтерские записи документа представлены на Рис. 34.


Рис. 34

В случае, когда договором (государственным, муниципальным контрактом), предусмотрен аванс, денежное обязательство должно быть принято на сумму авансового платежа в момент регистрации расходного обязательства документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Для этого в документе «Регистрация обязательств и сведений по договорам» на закладке «Внебюджетные средства» необходимо указать сумму аванса в поле «В т.ч. безусловно», а на закладке «Бухгалтерская операция» установить флаг «Принять денежные обязательства для безусловных обязательств текущего года» (Рис.35, Рис.36).


Рис. 35


Рис.36

Бухгалтерские записи документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлены на Рис.37.


Рис.37

Кроме того, в документах «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Поступление МЗ» в случае наличия бухгалтерской записи по зачету выплаченного контрагенту аванса сумма принятого денежного обязательства будет уменьшена на сумму зачтенного аванса. На Рис.38 представлены бухгалтерские записи документа «Поступление ОС, НМА, НПА», иллюстрирующего описанную ситуацию.


Рис.38

Принимать денежное обязательство вместе с обязательством учреждения удобно также в случае, когда начисление кредиторской задолженности выполняется документом «Операция (бухгалтерская)», для которого отсутствует механизм автоматического формирования проводок по принятию денежных обязательств. Это актуально, например, при начислении некоторых налогов, штрафов, пеней  и т.д. В этом случае в поле «В т.ч. безусловно» на закладке «Внебюджетные средства» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо указать всю сумму принимаемого обязательства.

Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (Рис.39). Отметим, что в графы «Не исполнено обязательств» и «Не исполнено денежных обязательств» попадают суммы, по которым не прошёл кассовый расход.


Рис.39

Сформируем регламентированный регистр «Журнал регистрации обязательств ф.0504064», который можно открыть по ссылке «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование». Сформированный отчет представлен на Рис.40.


Рис.40

Учет отложенных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Отложенные обязательства -  обязательства со сроками исполнения за пределами трехлетнего планового периода, точную величину и (или) время исполнения которых определить невозможно.

Согласно Письму Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 одновременно с отражением в бухгалтерском учете начисленных резервов следует сформировать бухгалтерские записи по принятию отложенных обязательств.

Отложенных обязательств возникают при формировании следующих видов резервов:

  1. по оплате отпусков за фактически отработанное время и по компенсациям за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении,
  2. по соответствующим страховым взносам на выплаты отпускных,
  3. по обязательствам, оспариваемым в судебном порядке,
  4. по расходам на планируемые организационно-штатные мероприятия,
  5. по обязательствам, по которым отсутствуют первичные документы.

Отложенные обязательства отражаются в учете на основе оценочных значений. Пример определения оценочного значения по резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время приведен в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Резерв на оплату отпусков может рассчитываться тремя способами:

  1. персонифицировано по каждому сотруднику,
  2. по учреждению в целом,
  3. по отдельным категориям сотрудников (группам персонала).

Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

Конкретный перечень резервов, а также порядок и сроки их формирования устанавливаются учреждением в рамках учетной политики.

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.  Наиболее правильным представляется ежемесячное определение оценочных резервов. Однако учреждение может установить и иной, наиболее приемлемый для себя период.

При инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности суммы резервов могут быть скорректированы в порядке, установленном учетной политикой.

Согласно письму Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 учреждение начисляет резерв для оплаты отпусков следующими бухгалтерскими записями.

Таблица 6

КФО 2,4,5,6

Бухгалтерская корреспонденция

Содержание хозяйственной операции

Д 506.90           К502.99

Принято отложенное обязательство в сумме начисленного резерва.

Д 506.10           К502.11

Принято обязательство текущего финансового года по начислениям за счет ранее созданного резерва.

Д 506.90           К502.99

«Красное сторно»

Уменьшено ранее учтенное отложенное обязательство методом «Красное сторно».

Примечание.  В отличие от письма Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 в п. 167 Инструкции № 174н и п. 196 Инструкции № 183н предусмотрено принятие текущего обязательства за счет принятого ранее отложенного обязательства корреспонденцией Д502.99  К 502.11.

При использовании такой корреспонденции на счете 506.99 накапливаются суммы отложенных обязательств, поэтому целесообразно воспользоваться схемой корреспонденций, предложенной в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 принятие отложенного обязательства и уменьшение ранее учтенного отложенного обязательства отражается документом «Операция (бухгалтерская)». На Рис. 41 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по принятию отложенного обязательства в сумме начисленного резерва по оплате отпусков и начислений на выплаты отпускных.


Рис.41

На Рис.42 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» с автоматически заполненным разделом 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего».


Рис.42

На Рис.43 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по уменьшению отложенного обязательства на сумму начисленных за счет резерва отпускных и соответствующих начислений в фонды.


Рис.43

Операция по принятию обязательства текущего года (2 строка таблицы) отражается документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.44).


Рис.44

На Рис.45 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения», сформированный после корректировки отложенного обязательства и принятия обязательства текущего финансового года.


Рис.45