Корзина (0)
string(32) "проверка формыlogin"
  Подписаться
23 апреля, 2014
Учет лизингового имущества с позиции лизингополучателя в ПП "1С: Управление производственным предприятием"
23
апреля, 2014

Апрель 2014 г.

В чем суть лизинга? Лизинговая компания приобретает в собственность имущество и передает его в пользование третьему лицу на длительный срок. При этом продавца выбирает именно третье лицо – потребитель финансовой услуги. В течение срока действия лизингового договора потребитель выплачивает стоимость приобретенного имущества плюс вознаграждение за лизинг. По истечении означенного времени и выплаты оговоренной суммы, имущество переходит в собственность арендатора. Залог, в отличие от кредита, при лизинговой сделке не требуется, а длительная рассрочка ощутимо снижает размеры выплат и позволяет оптимально распоряжаться активами фирмы.

Уникальность данного финансового инструмента состоит в том, что лизинг органично сочетает в себе характеристики долгосрочной аренды и финансового кредита.  
Преимущества этого вида инвестиционной деятельности для потребителя:

    1. Лизинг позволяет снизить налогооблагаемую базу предприятия, поскольку все выплаты по лизинговому договору включаются в себестоимость, в результате чего снижается налог на прибыль.
    2. Вся сумма НДС по договору ставится к зачету.
    3. В результате ускоренной амортизации предмета лизинга объем налога на имущество уменьшается внесколько раз.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам в натуральной форме (продукцией), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.

Если иное не предусмотрено договором лизинга:

  • Размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца;

  • Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга.

В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Рассмотрим пример учёта лизингового имущества с позиции лизингополучателя на примере одного из производственных предприятий в ПП «1С: Управление производственным предприятием». Объект лизинга числится на балансе лизингополучателя. Также договором предусматривается выплата аванса.

Бухгалтерский учет

76 АвЛ

Аванс по лизингу (уменьшается ежемесячно)

76 ВА

НДС с аванса выданного (уменьшается ежемесячно)

76 Арен

Задолженность перед лизингодателем, уменьшается ежемесячно

76 Лиз

Вспомогательный счет. Используем для отражения перенесённой задолженности.

19 Л

Входящий НДС по объекту лизинга. Ежемесячно уменьшается при наличии счета-фактуры на лизинговые платежи

 

Дата

Проводки

Сумма

Комментарий

Примечание

Д-т

К-т

01.01.2013

76 АвЛ

51

153 800  

Перечислен Аванс по графику

 

 

68.2

76 ВА

   23 461  

НДС с аванса выданного

 

       

02.01.2013

08.3

76 Арен

  832 514  

Передача объекта

 982 366                                (стоимость с учетом лизинговых платежей)

 

19 (Л)

76 Арен

  149 852  

Входящий НДС

03.01.2013

01.1

08.4

  832 514  

Ввод объекта в эксплуатацию

 

Ежемесячно

20(26)

02

   23 125  

Начисление амортизации в пределах срока договора

832 514 / 36 мес.

10.02.2013

76 Арен

76 Лиз

   43 964  

Начисление лизингового платежа по графику

 

 

76 Лиз

76 АвЛ

   15 380  

Уменьшение авансового платежа

 

Налоговый учет

Дата

Проводки

Сумма

Комментарий

Примечание

Д-т

К-т

02.01.2013

08.4

ПВ

  832 514  

Передача объекта

 

 

 

 

 

03.01.2013

01.1

08.4

  651 695  

Ввод объекта в эксплуатацию

 

 

 

 

 

 

 

Ежемесячно

26

02 (Л)

    10 684  

Начисление амортизации. СПИ 61 мес.

651695 / 61 мес.

 28.02.2013

26

08.04

    26 574  

Лизинговый платеж

(43 964-6 706 (НДС))-10684

       

28.02.2013 

68.4

77

2 488

Признание отложенного налогового обязательства

(23 125-(10 684+26 574))*20%

 

1. Для отражения операции выплаты авансового платежа предназначен документ «Платёжное поручение исходящее» с видом операции «Оплата поставщику» (рис.1)

Рис.1 

2. Для принятия к вычету НДС с величины авансового платежа в ПП «1С: Управление производственным предприятием» должен быть отражен счет-фактуру полученный.

По кнопке «Ввести на основании» ( ) программа позволяет автоматически создать документ «счёт-фактуру полученный» с видом «На аванс» (рис.2).

Поле «Код вида операции» заполняется автоматически и соответствует коду проводимой операции. В нашем случае автоматически устанавливается значение 02 "авансы выданные". Данный порядок предусмотрен в новом Постановлении Правительства РФ.

 


Рис.2 

2.1. Принятие к вычету входящего НДС производится при помощи документа «Формирование записей книги покупок».

Для отражения вычета НДС по выданным авансам предназначена закладка «Вычет НДС с выданных авансов» (рис.3). Табличная часть документа заполняется автоматически по кнопке «Заполнить» в шапке документа или над интересующей пользователя табличной частью.

 
Рис.3

В результате проведения документа будет сформирована проводка по принятию к вычету величины НДС на выданный поставщику аванс. 


Рис.4 

3. Поступление основного средства по договору лизинга отражается при помощи документа «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование» (рис.5). 


Рис.5

По кнопке «Цены и валюта» в шапке документа открывается окно с настройкой варианта учета НДС. Нам необходимо установить галочку только в поле «Учитывать НДС» (рис.6). 


Рис.6

В результате проведения документа в бухгалтерском учете отразятся проводки по поступлению основного средства и выделению входящего НДС (рис.7). В налоговом учете только проводка по поступлению основного средства (рис.8).

 
Рис.7


Рис.8

4. Корректировка записей регистра

Так как сумма для налогового учета не совпадает с суммой для бухгалтерского учета, то для корректировки стоимости основного средства, полученного по договору лизинга, в налоговом учете необходимо воспользоваться документом "Корректировка записей регистров". Перейти к журналу документов можно через пункт меню "Документы» - «Дополнительно» - «Корректировка записей регистров" интерфейса "Полный".

Документ содержит сервис автоматического заполнения движений.

Сервис подключается при установке флажка "Использовать заполнение движений" на закладке "Заполнение движений". При этом становится видимой табличная часть "Заполнение движений" (рис.9).

 


Рис.9

В документе в табличной части "Заполнение движений" указываются выполняемые действия, документы, на основании которых они выполняются, и примечания. Колонка "Действие" обязательно должна быть заполнена.

Мы выбираем "Сторно движений документа" (при заполнении табличной части документа автоматически с указанием документа-основания программа отражает сторнирующие записи к движениям, сформированным документом-основанием). Если сторнируемый документ имеет движения по регистрам сведений, эти движения будут проигнорированы.

В поле «Документ» необходимо выбрать вид документа, а затем в открывшемся списке созданный ранее документ «Поступления товаров и услуг». При нажатии на кнопку "Заполнить движения» заполняются движения регистров накопления и регистров бухгалтерии в виде сторнирующих записей.

После автоматического заполнения движения можно отредактировать или удалить. Нам необходимо отсторнировать часть стоимости поступившего основного средства с вида учета НУ и отнести эту стоимость на вид учета ВР (рис.10). 


Рис.10

Так же необходимо добавить сторнирующую запись на сумму расхождения стоимости ОС по налоговому учету в закладке "Налоговый учет". На закладке «Бухгалтерский учёт» записи необходимо удалить. Обратите внимание, что отменить сторнирование записей регистра бухгалтерии (проводки) или регистров накопления можно при помощи кнопки «Настройка состава регистров» (рис.11). В открывшемся окне на соответствующих закладках необходимо снять флажки напротив тех регистров, записи которых не требуется корректировать. В нашем случае необходимо снять флажки со всех регистров накопления кроме «Партии товаров на складах (налоговый учет)». 


Рис.11

Необходимо добавить 3 записи (данную информацию можно отразить двумя записями, но для наглядности на каждое действие сформируем собственную запись): первой производится сторнирование количества и суммы основного средства по данным налогового учета; второй записью присваиваем действительную стоимость основного средства по данным налогового учета;  третьей записью отразим величину временной разницы (рис.12). 


Рис.12 

5. Объект основных средств, полученный по договору лизинга, принимается к учету при помощи документа «Принятие к учету ОС» с видом операции «Оборудование» (рис.13). 

Рис.13

В табличной части документа необходимо выбрать оборудование, склад и счета учёта. Заполнение закладок «Управленческий учет», «Бухгалтерский учет» и «Налоговый учет» представлено на рис.14, 15, 16. 


Рис.14

Рис.15

Рис.16

После проведения документа "Принятие к учету ОС" заполняются регистры учета первоначальных сведений по ОС по всем видам учета с учетом введенной ранее «Корректировки записей регистров».

Проводки документа будут выглядеть следующим образом (рис.17, 18):

Рис.17

 
Рис.18 

6. Начисление амортизации производится в месяце, следующем за вводом в эксплуатацию при помощи регламентной операции «Амортизация ОС» (рис. 19,20).

Рис.19 

Рис.20 

7.  Начисление платежа по договору лизинга

Для отражения операции начисления ежемесячного платежа по договору лизинга можно воспользоваться документом "Корректировка долга". Для отражения данной операции необходимо выбрать вид операции «Перенос задолженности». Закладка «Увеличение долга» заполняется в соответствии с начисленным платежом по договору поставки. На закладке «Счёт учёта расчётов» по начисленному платежу необходимо выбрать используемый нами счёт по договору поставки 76.03 (рис.21).

 


Рис.21

На закладке «Уменьшение долга» отражается сумма авансового платежа, ежемесячно уменьшающая платёж по договору лизинга. В качестве счета учета расчетов указываем 76.05, по которому ранее была произведена выплата аванса и соответствующий договор (рис.22).

 


Рис.22
 

При проведении документа формируются следующие проводки (рис.23): 


Рис.23

8.  Принятие к расходу лизингового платежа в налоговом учёте

Ежемесячно в налоговом учете лизингополучателя признаются расходы в виде лизинговых платежей за вычетом суммы амортизации по лизинговому имуществу. Отразить данную операцию в ПП «С: Управление производственным предприятием» можно при помощи документа «Прочие затраты».

Создадим отдельную статью затрат, по которой будет производиться учет платежей. Для счета 26 необходимо заполнить только поле «Сумма» и «Сумма НУ».  


Рис.24

Заполнение закладок «Бухгалтерский учет» и «Налоговый учет» представлено на рис.24 и 25.

 


Рис.25
 


Рис.26

В результате проведения документа будут сформированы проводки по отражению входящей услуги. Результат проведения документа по данным налогового учета представлен на рис.27. 


Рис.27

9. Расчёт налога на прибыль

При принятии к учету основного средства возникает ВР, с величины которой формируется отложенное налоговое обязательство. Происходит признание ОНО. В нашем примере при закрытии месяца и расчёте налога на прибыль программа производит одновременно признание и погашение ОНО, рассчитанного с амортизации. (2 488,37 руб.)

Признание отложенного налогового обязательства с величины ВР по ежемесячному лизинговому платежу за вычетом амортизации, в размере 20 % от суммы ВР. (5 314,80 руб.)

 
Рис.28

Существует также метод, при котором первоначальная стоимость предмета лизинга в бухгалтерском учёте равна затратам на приобретение основного средства у лизингодателя, т.е. совпадает со стоимостью в налоговом учёте. В этом случае на 76 счете при принятии имущества к учёту отражается только задолженность по стоимости имущества.

Начисление лизинговых платежей осуществляется ежемесячно по кредиту затратного счета в корреспонденции с 76 счетом в сумме разницы между начисляемой амортизацией и суммой ежемесячного лизингового платежа.

Выбрать наиболее обоснованный вариант отражения лизингового имущества на балансе лизингодателя или лизингополучателя, а также согласовать с лизинговой компанией оптимальную схему отражения лизинговых платежей – весьма сложная задача, требующая хорошего знания специфики бухгалтерского учёта лизинговых операций и особенностей формулировок в договоре лизинга и первичных документах.